
АЛМАТИНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ.П.ЧАЙКОВСКОГО
Алматинское музыкальное училище (колледж) им. П. Чайковского – первое в Казахстане музыкальное учебное заведение.
История Колледжа начинается с Постановления КазЦИКа и Совета Народных Комиссаров от 13 января 1931 года: «С осени 1931 года открыть в Алма-Ате музыкально-драматический техникум, набирать туда детей рабочих, бедняков, батраков и колхозников».
23 апреля 1932 года вышло Постановление «О перестройке литературно-художественной организации», а в сентябре 1932 года в Алма-Ате был открыт музыкально-драматический техникум. Это стало важным рубежом в развитии музыкального образования в Казахстане.
Первым директором был Сагыр Камалов, а его заместителем – будущий академик, выдающийся казахский композитор Ахмет Жубанов.


Сагыр Камалов Ахмет Жубанов
В числе первых студентов были: Газиз Дугашев, Шабал Бейсекова, Ришат и Муслим Абдуллины, Капан Мусин, Галина Чумбалова и другие воспитанники, прославившие в дальнейшем музыкальное искусство Казахста


Газиз Дугашев Галина Чумбалова
29 апреля 1933 года согласно Постановлению совнаркома КазССР «О мероприятиях по подготовке национальных музыкально-театральных кадров» музыкально-драматический техникум был преобразован в музыкально-театральный.
2 июля 1938 года музыкально-театральный техникум был разделен на два самостоятельных учебных заведения, одним из которых стало музыкальное училище.
В становлении многолетней истории Колледжа большую роль сыграли высококвалифицированные специалисты, приглашенные из центральных городов СССР: П. Чугунов, профессор Московской Государственной консерватории, дирижер Большого театра, П. Преображенский, профессор Свердловской консерватории, Г. Петров, профессор Минской консерватории, Е. Брусиловский, композитор из Ленинграда, Д. Мацуцин, выпускник Московской консерватории, также деятели музыкального искусства из Алма-Аты – композитор Л. Хамиди, домбристы Н. Букейханов, Г. Медетов, Л. Мухитов, народный артист КазССР Е. Иванов, заслуженная артистка КазССР А. Леонтьева, А. Гуцеловская, скрипачи А. Лесман, Е. Антопольский, заслуженный артист КазССР Е. Шкаровский, пианисты М. Бурданова, З. Иванова, В. Лазарева.
В 1940 году в честь 100-летнего юбилея П. Чайковского музыкальному училищу было присвоено имя гениального композитора.
В военные годы в целях экономии средств было решено объединить три учебных заведения музыкальное училище, детскую музыкальную школу и хореографическое училище, преобразовав их в музыкально-хореографический комбинат.
1 июня 1951 года Приказом № 206 Управления по делам искусств при Совете Министров КазССР Музыкально-хореографический комбинат был вновь разделен на самостоятельные учебные заведения: Музыкальное училище им. П. Чайковского, Хореографическое училище, Музыкальная школа №1 им. А. Кашаубаева.
К этому времени коллектив училища уже состоял из высоко квалифицированных преподавателей – А. Юшкевич, И. Дубовский, Г. Аравин, Н. Самышина, Г. Алексеева, Н. Нагулина, В. Лущенко, Л. Носкова, О. Крылорвецкая, В. Миненко, С. Лебедев, М. Полевой, Г. Гризбил, Г. Гатауллина, Н. Распопов и др.
11 декабря 1995 года Алматинское музыкальное училище было переименовано в Алматинский музыкальный колледж.
За годы своего существования Алматинский музыкальный колледж подготовил не одну плеяду ярких личностей среди них: Е. Рахмадиев, К. Кужамьяров, С. Мухамеджанов, М. Сагатов, Н. Мендыгалиев, К. Мусин, М. Койшибаев, А. Бычков, Г. Дугашев, Ф. Мансуров, М. и Р. Абдуллины, Е. Серкебаев, А. Днишев, Б. Досымжанов, Ш. Бейсекова, А. Круглыхин, А. Кельберг.






С 1996 года на базе АМК им. П. Чайковского функционирует Республиканское учебно-методическое объединение (в настоящее время УМО), координирующее всю учебно-методическую работу в Республике, организующее ежегодные Республиканские конкурсы молодых исполнителей среди музыкальных колледжей РК.
В настоящее время обучение в Алматинском музыкальном колледже им. П.И. Чайковского осуществляется высококвалифицированными преподавателями – методистами, народными и заслуженными артистами, отличниками образования, кандидатами педагогических наук и искусствоведения силами которых подготовлено свыше 1000 лауреатов Республиканских, международных конкурсов и фестивалей. Колледж готовит артистов и преподавателей по специальностям «Инструментальное исполнительство»: фортепиано, струнные, духовые и ударные, эстрадные, казахские, уйгурские и русские народные инструменты, «Теория музыки», «Сольное пение», «Хоровое дирижирование». В колледже функционируют духовой, камерный и симфонический оркестры, оркестры казахских, русских, уйгурских народных инструментов, хор, вокальные и инструментальные ансамбли.
Коллектив Колледжа стремится к повышению качества образования, созданию учебных условий для подготовки конкурентоспособных выпускников, способных реализовать свои стремления в условиях рыночных отношений.
Своё будущее Колледж видит в реализации инновационных и образовательных программ в области среднего профессионального музыкального образования, для решения комплекса культурологических, воспитательных, социальных проблем, качественного обновления содержания образования, через знания, умения и навыки на уровне мировых стандартов.
Миссия: повышение эффективности системы подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов в области профессионального музыкального образования для решения комплекса культурологических, социальных, демографических проблем, через производство знаний, умений и навыков на уровне мировых стандартов.
Видение: создание преференции в системе подготовки кадров в направлении духовно-ценностных запросов личности и общества, реализации инициатив, реальных потребностей рынка труда и перспектив развития культуры и искусства.
Стратегическая цель: стать центром учебно-методического, концертно-творческого подразделения страны, кластером инновационной образовательной сферы по музыкальным специальностям профессионального звена, через продуцирование знаний и развитие творческого потенциала личности, общества и государства в целом в условиях коммуникативно-информационной среды Казахстана.
Стратегическим направлением в развитии Колледжа является переход всех составляющих образовательного процесса на качественно новый уровень путем усовершенствования и обобщения имеющегося опыта образовательной системы среднего профессионального музыкального образования, внедрения новых инновационных технологий, обеспечивающих возможность проведения критической самооценки, позволившей найти эффективные пути решения поставленных задач в целях получения качества образовательных услуг.
Алматинский музыкальный колледж им. П.Чайковского в качестве приоритетов определяет постепенный переход на качественно новый уровень организации всех составляющих учебно-воспитательного процесса путем модернизации технической базы, увеличения роли информационных технологий и совершенствования учебно-методической базы в соответствии с мировыми тенденциями.
С учетом политики в области образования, направленной на формирование полифункциональных специалистов, а также политики трехязычия в Казахстане, колледж планирует подготовить учебно-методическую основу для реализации учебных программ по двум специальностям с присвоением выпускникам дополнительных квалификаций. Выпускники Колледжа должны владеть системным, критическим и креативным мышлением и навыками постоянного самообучения, создавать новые знания, технологии и инновации, быть конкурентоспособными на региональном и международном уровне.
Колледж намерен позиционировать себя в качестве ведущего учебно-методического центра республики в области профессионального музыкального образования по широкому спектру музыкальных специальностей.
Одним из приоритетных направлений в развитии Колледжа является вопрос о неуклонном наращивании средств на мобильность кадров, путем организации обучающих курсов, семинаров, мастер классов, обучения на курсах повышения квалификации во внешних организация включая зарубежные стажировки, участие в международных конференциях по проблемам ТиПО.
В целях создания реальной конкуренции среди преподавателей особое внимание руководство Колледжа планирует уделять привлечению в колледж ведущих преподавателей в области музыкального образования – лауреатов международных конкурсов, ярких представителей творческих школ, преподавателей, имеющих ученую степень и звание, преподавателей-методистов, подготовивших большое количество лауреатов республиканских и международных конкурсов и фестивалей; наиболее способных молодых преподавателей, владеющих новыми информационными технологиями.
Совершенствование и расширение финансовой базы (увеличение библиотечных фондов, модернизация учебных помещений и специализированных кабинетов, улучшение показателей обеспечения студентов общежитиями, спортивными залами и сооружениями, пунктами общественного питания и медицинского обслуживания; расширение применения информационных технологий в образовании) колледж планирует за счет привлечения дополнительных инвестиций и создания развитой и взаимовыгодной системы стратегического партнерства с ведущими корпоративными структурами, заинтересованными в кадрах и творческих проектах.
Краткосрочной целью колледж ставит проведение капитального ремонта учебного корпуса, полное обновление парка музыкальных инструментов, покупку современной профессиональной аппаратуры и технических средств обучения, увеличение средств на ежегодное обновление библиотечного фонда, а также организацию компьютерного класса и подключение к сети ИНТЕРНЕТ всех структурных подразделений колледжа на базе различных каналов связи: спутниковой, наземной, мобильной, широкополосной, беспроводной и др.
Кроме того, к 2015 году в соответствии с задачами МОН РК по созданию единой информационной системы управления образованием, Колледж планирует внедрение системы ИНТРАНЕТ, электронной базы статистических и мониторинговых данных по обеспечению информационного обмена с целью получения объективных персонифицированных данных по субъектам образовательного процесса через систему идентификации субъектов и объектов образовательного процесса и формирования цифрового портфолио, что обеспечит систему рейтинга каждого студента, педагога и колледжа в целом.
Политика в области образовательной деятельности АМК им. П. Чайковского направлена на введение инновационной модели обучения с целью качественного обновления содержания образования, обеспечивающего развитие личностно-профессионального потенциала и мобильности молодых специалистов профессионального звена.
Критериями результативности учебно-методической работы Колледжа являются: соответствие рабочих учебных планов типовым учебным планам по циклам и часам; соответствие рабочих учебных программ типовым программам по специальностям; участие преподавателей и студентов в инновационной и экспериментальной деятельности; использование современных образовательных и информационных технологий в учебном процессе; организация дистанционного обучения; модернизация учебных программ и учебных планов в соответствии с потребностями современного общества, в условиях реально действующих бизнес структур и учебно-творческих модулей с перспективой интеграции в мировую образовательную систему.
Приоритетным направлением в организации учебного процесса в Колледже является воспитательная компонента, цель которой формирование будущего специалиста в сфере музыкального искусства через развитие и раскрытие его творческого потенциала, умения самостоятельно мыслить, обновлять и углублять свои знания, проявлять готовность к участию в социальной и культурной жизни общества и коллектива. Решение этих задач продиктовано необходимостью претворения в жизнь основных приоритетов развития Казахстана, изложенных в стратегии «Казахстан – 2030».
В области международных связей и связей с корпоративным миром Колледж планирует установление международных контактов с региональными и иностранными образовательными учреждениями в области культуры с целью подготовки конкурентоспособных кадров в международной системе образования.
Видение колледжа в данном направлении заключается в том, чтобы обеспечить позиционирование АМК им. П. Чайковского в качестве: субъекта процесса интеграции учебных заведений ТиПО Казахстана в общеевропейское и международное образовательное пространство в сфере искусства; референтного партнера для наиболее престижных зарубежных творческих колледжей, привлекательного для иностранных студентов и преподавателей.
В соответствии с миссией Алматинский музыкальный колледж им. П. Чайковского выстраивает свою деятельность с учетом сохранения и упрочения своих позиций как координирующего учебно-методического центра в области специального средне-профессионального музыкального образования. В ближайшие годы колледж должен будет обрести стойкую репутацию в мировом образовательном пространстве как один из лучших в Центрально-Азиатском регионе музыкальных колледжей.
Основным индикатором престижности колледжа является востребованность выпускников на рынке труда, профессионализм преподавательского состава, определяемый учебно-методическими, творческими достижениями, практическим опытом работы, культурой общения педагогов, а также материально-технической базой. Ежегодные концерты, победы на конкурсах и фестивалях разного ранга служат обоснованным доказательством эффективности творческого подхода к обучению студентов в АМК им. П. Чайковского.
При определении приоритетов развития АМК им. П. Чайковского корреспондирует со списком стратегических приоритетов страны в целом – Стратегией индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 годы, Посланием Президента страны Н.А.Назарбаева и Государственной программой развития образования в РК на 2005-2010 годы, а также долгосрочной программой развития образования до 2020 года.
Оценка деятельности Колледжа проводится на основе сравнительного анализа рейтинга музыкальных колледжей Республики, в котором АМК им. П. Чайковского занимает лидирующее положение.