Home Коллективы Оркестр казахских народных инструментов

Оркестр казахских народных инструментов

E-mail Печать PDF

Оркестр казахских народных инструментов

Студенческий оркестр казахских народных инструментов был организован Ахметом Куановичем Жубановым в 1933 году, когда будущий академик начал трудовую деятельность в Алматинском музыкально-драматическом техникуме как завуч и преподаватель. 
В связи с этим интересны некоторые факты предыстории: в 1932 году после окончания Ленинградской консерватории Ахмет Жубанов поступил в аспирантуру Академии искусствознания в Ленинграде. В начале 30-х годов в Казахстане бурно развивалась культура, не хватало профессиональных кадров. Музыкально-lдраматическому техникуму в Алма–Ате нужен был организатор, владеющий казахским языком и необходимыми музыкально-теоретическими знаниями, который смог бы увлечь музыкой казахскую молодежь и привить ей любовь к профессиональному творчеству.
В связи с этим аспирант Жубанов был направлен в годичную командировку в Алма-Ату для организации учебного процесса в Музыкально-драматическом техникуме, но эта годичная командировка затянулась на всю жизнь.
В то время в Казахстане велись острые дискуссии о путях развития национального музыкального искусства. Были горячие головы, которые додумались до того, чтобы списать с актива казахской музыки домбру и кобыз как инструменты, воспевающие феодализм.
Ахмет Жубанов и директор техникума Сагыр Камалов (литератор по образованию) направили в Совет народных комиссаров Казахской ССР докладную записку. В ней были намечены основные пути развития профессионального музыкального образования в Казахстане: подготовка музыкально-театральных кадров, открытие при техникуме кабинета по собиранию и изучению казахской народной музыки, а также открытие музыкально- экспериментальной мастерской по усовершенствованию казахских народных музыкальных инструментов.
Эти предложения были приняты и в 1933-34 учебном году вступили в действие. К работе в научно-исследовательском кабинете подключился Евгений Брусиловский. Он записал у народных музыкантов свыше 250-и песен и кюев. Записанный фольклор лег в основу первых казахских опер, автором которых явился Е. Брусиловский. Традиция обращения к народному фольклору и сейчас сильна в казахстанском композиторском творчестве.
Ахмет Жубанов с юности активно собирал и изучал казахский музыкальный фольклор. В процессе изучения фольклора Жубанов опубликовал в печати несколько статей, среди них: «О жанрах кюя в казахской музыке», «О молодежной песне», «О путях развития казахской песни», «Музыкальные кадры Казахстана», «Казахский кукольный танец «ортеке». В 1936 году была опубликована исследовательская брошюра А. Жубанова «Казахский народный композитор Курмангазы».
А. Жубанов записал кюи Курмангазы, Даулеткерея, Абула, Таттимбета, Казангапа, Ихласа, Сармалая и Сейтека.
Параллельно с фольклорным кабинетом работала экспериментальная мастерская по усовершенствованию казахских народных инструментов. Перед мастерами стояла задача установить равномерную темперацию на домбре.
Перед студентами техникума Жубанов поставил задачу обучения на домбре и кобызе по нотам, а не на слух, как это было в народной традиции.
Над усовершенствованием домбры трудились русские мастера братья Романенко. По их чертежам были изготовлены первые инструменты. Корпус был ореховым, гриф – березовым, а дека – из тянь-шаньской ели, растущей в предгорьях Алатау. Для оркестра были изготовлены домбры – прима, домбры-альты и домбры -теноры.
На двухструнном кобызе установили мензуру, а затем прибавили третью струну. Позже кобыз стал четырехструнным со скрипичным строем, но тембр и манера игры остались народными. Теперь в оркестре две разновидности кобыза: кобыз-прима -ведущий инструмент оркестра с диапазоном скрипки и кыл-кобыз – двухструнный, с низким диапазоном, как виолончель.
Братья Романенко работали и над усовершенствованием даулпаза – казахского барабана.
Народные кюи имели варианты. При исполнении их в ансамбле стало ясно,  что нужно привести их в единый метроритмический вариант, и, что  ансамблю нужен дирижер.
Ансамбль быстро сыгрался и начал выступать по радио и в ВУЗах. В нем было 17 человек. Вместо кобыза в начале была скрипка, а вместо сыбызгы – флейта.
Сначала ансамбль исполнял народные песни и кюи на слух без нотной запаси и в унисон.
В 1934 году в июне ансамбль разросся в оркестр и получил признание на Всеказахстанском слете деятелей народного искусства. Постановлением Каз ЦИК студенческий оркестр был укреплен профессиональными домбраистами из народа, включен в состав филармонии и, таким образом, получил содержание из  республиканского бюджета.
Летом 1935 года оркестр впервые выехал в гастрольную поездку по областям Казахстана. Вместе с оркестром выехал хор филармонии, ансамбль танца и  солисты.
Большим и успешным испытанием для казахского искусства стала декада литературы и искусства Казахстана в Москве в мае 1936 года. Состав оркестра был увеличен до 40 человек, тщательно подобран и разучен репертуар. В заключительном концерте в Большом театре в присутствии руководителей государства оркестр народных инструментов под руководством Ахмета Жубанова исполнил ряд кюев Курмангазы, Даулеткерея и народные песни с соло Жамал Омаровой.
После декады Ахмет Жубанов решил полностью перейти от исполнения оркестром произведений по слуху к исполнению по нотам. Каждый год оркестр пополнялся студентами и выпускниками музыкального училища. Ко дню празднования    20-й годовщины октябрьской революции ( то есть в начале ноября 1937 года) оркестр по нотам сыграл фрагменты из оперы «Руслан и Людмила» Глинки и «Музыкальный момент» Шуберта.
Для усиления выразительных возможностей оркестра туда были введены кларнеты, флейты и гобои. Но они заглушали домбры и лишали оркестр национального своеобразия. Поэтому в 1940 году они были исключены из оркестра.
Постепенно филармонический оркестр казахских инструментов был укомплектован и уже полностью отпочковался от музыкального училища, принимая в свой состав музыкантов на конкурсной основе.
В музыкальном училище возникла необходимость создания самостоятельного студенческого учебного оркестра. Организатором и дирижером этого коллектива стал известный домбрист  Темиргалиев. Затем оркестром руководили Т.Б. Бадилов,   О. Жауыров, А. Мухатжанов. В 1974 году отделение народных инструментов разделилось на два: отделение казахских народных инструментов и отделение русских народных инструментов. В 90-е годы отделение казахских народных инструментов стало расширяться, увеличивался и состав оркестра. Сейчас он насчитывает 80 человек. С 1995 года оркестром дирижирует Шынарбек Аскарович Аскаров. С его приходом исполнительское мастерство этого студенческого коллектива достигло высокого профессионального уровня. В репертуаре оркестра не только кюи, но и произведения современных казахских композиторов, а также мировая классика, к примеру, увертюра к опере «Свадьба Фигаро» В.А.Моцарта, Рондо Й. Гайдна.
Оркестр активно участвует в городских концертах, неоднократно побеждал на Республиканских конкурсах. Решением аттестационной комиссии Министерства образования и науки РК оркестр казахских народных инструментов Алматинского колледжа им. П.И. Чайковского был признан лучшим учебным оркестром Казахстана.
За успехи в творческой и педагогической деятельности Шынарбек Аскарович Аскаров награжден почетными знаками «Отличник образования КазССР» и «Мадениет кайраткерi».